01-03-2018

па | 02.03.2018

26 лютага 2018 года вступили в силу основные положения Декрета Президента №7 «О развитии предпринимательства», які значна спрасціў вядзенне бізнесу ў нашай краіне.

Декретом определено, что одним из принципов, на которых основывается взаимодействие государственных органов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, является приоритетная направленность работы контролирующих органов на профилактику нарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения.

Напомним, что с 1 студзень 2018 года вступили в силу изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (нагляднай) дзейнасці ў Рэспубліцы Беларусь », которые предусматривают смещение акцента в деятельности контролеров на профилактическую работуодной из мер профилактического и предупредительного характера является мониторинг, но не исключено и проведение внеплановых проверок там, где для этого есть основания.

Основания для проверок могут возникнуть в случаях нарушения субъектом хозяйствования законодательства или возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде.

Деятельность надзорных органов Госстандарта направлена, перш за ўсё, на защиту потребителя от опасной и несоответствующей продукции. Прадукцыя, размещаемая на рынке, должна быть безопасной.

Требования безопасности устанавливаются в технических регламентах, и они являются обязательными. Их можно реализовать напрямую, выполняя положения регламента, или с помощью стандартов, добровольных для применения.

Декретом установлены случаи обязательности применения государственных стандартовстандарты будут являться обязательными для соблюдения только при ссылке на них в технических регламентах Республики Беларусь, а таксама, если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения; обязательности применения технических кодексов установившейся практики – при ссылке на них в законодательных актах, иных НПА Совета Министров Республики Беларусь, а таксама, если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения.

Акрамя таго, со дня вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, устанавливающих требования к продукции, субъекты хозяйствования вправе не применять ТНПА Республики Беларусь, устанавливающие обязательные для соблюдения требования к такой продукции, независимо от факта и даты признания их утратившими силу.

В соответствии с Договором о ЕАЭС установлено, что ТР ЕАЭС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные для соблюдения требования в рамках ЕАЭС (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 28 студзень 2011 г. № 526 и включает 66 объектов).

Многие предприятия изготавливают продукцию по техническим условиям, документу, который устанавливает требования к продукции и методам ее испытаний, и эти требования не должны быть ниже, чем в стандартах, требования безопасности не ниже, чем в регламентах.

Немалую роль в продвижении продукции на отечественном рынке и за его пределами играет качество. Вопросы качества продукции ложатся ответственностью на субъект хозяйствования, и ему решать на соответствие каким техническим нормативным правовым актам выпускать продукцию.

Но чтобы субъект хозяйствования не предпринял, какой бы технический нормативный правовой акт не применил, нужно задумываться о конкурентоспособности продукции, доверии потребителя к её безопасности и качеству. Дарэчы, одним из инструментов признания продукции на международном уровне является сертификация, в том числе добровольная.