13-03-2018

Автор: | 13.03.2018

К всемирному дню защиты прав потребителей

 

Когда вы покупаете в магазине продукты, часто ли вы смотрите на этикетки? Как правило, у большинства из нас нет времени читать информацию, напечатанную мелким шрифтом, и мы выбираем продукты известных торговых марок, которые видели в рекламе или о которых слышали от знакомых.

Производители, поставщики, импортеры пользуются нашей нехваткой времени и невнимательностью. Состав продукта пишут нечитаемым шрифтом, «забывают» сообщить о консервантах, красителях и других пищевых добавках, размещают на этикетке красивые рекламные картинки, которые к продукту не имеют никакого отношения. И мы в итоге покупаем «ореховый крем» без орехов, «клубничный йогурт» без клубники, «фруктовые мюсли» без фруктов.

Чтобы защитить потребителей, разработаны требования к маркировке пищевой продукции в стандартах и технических регламентах, действующих не только в нашей стране, но и на всей территории Таможенного союза. Одним из таких технических регламентов Таможенного союза является ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», которым предусмотрено, что маркировка должна быть понятной, легкочитаемой и достоверной, она не должна вводить покупателей в заблуждение, а все надписи, знаки, символы на ней должны быть контрастными фону на который нанесена маркировка.

Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав; количество; дату изготовления и срок годности; условия хранения; наименование и место нахождения изготовителя или уполномоченного изготовителем лица, если таковые имеются; юридические адреса изготовителя, импортера и других уполномоченных лиц; рекомендации и (или) ограничения по использованию, включая способы приготовления, если без этих рекомендаций или ограничений использование пищевой продукции может быть затруднено или причинить вред здоровью потребителя; показатели пищевой ценности; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов; единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Евразийского экономического союза.

На упаковке любого пищевого продукта обязательно должен быть символ (рисунок 1), обозначающий, что она предназначена для контакта с пищевой продукцией.

В наименовании пищевой продукции нельзя указывать компоненты, если они или продукты их переработки не входят в ее состав. Входящие в состав компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли. То есть, например, если в колбасе на первом месте указана говядина, значит, в составе должно быть больше всего именно говядины, а не курицы или сои. Состав можно не указывать в отношении: свежих фруктов, ягод и овощей; уксуса из одного вида сырья; однокомпонентной пищевой продукции, при условии, что наименование пищевой продукции позволяет установить наличие этого компонента (например, яиц или муки).

Обязательно на маркировке пищевых продуктов указываются в составе присутствующие в любых количествах следующие компоненты и продукты их переработки: арахис, аспартам, горчица, диоксид серы (сульфиты), если их ≥ 10 мг/кг(л), злаки, содержащие глютен, кунжут, люпин, моллюски, ракообразные, рыба, молоко (в том числе лактоза), орехи, сельдерей, соя, яйца. Это связано с тем, что на эти компоненты у человека может быть аллергия.

В наше время редко какие продукты попадают на наш стол свежими, прямо с грядки. По большей части, мы едим пищу, обработанную при помощи различных пищевых добавок (консервантов, антиокислителей, красителей, усилителей вкуса (аромата) и вкусоароматических веществ (ароматизаторов). Они делают нашу пищу более привлекательной на вид и на вкус, позволяют долгое время сохранять продукты свежими. Пищевые добавки обычно маркируются буквой E и тремя цифрами (например, Е320). Перечень пищевых добавок, разрешенных для применения при производстве пищевой продукции, приведен в техническом регламенте Таможенного «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» ТР ТС 029/2012.

Наличие пищевых добавок и ароматизаторов в пищевых продуктах в обязательном порядке должны указываться на маркировке пищевой продукции. При наличии пищевых добавок в составе должно быть указано ее функциональное назначение (регулятор кислотности, стабилизатор, эмульгатор и т. п.). Есть несколько пищевых добавок, о наличии которых в продукте нужно обязательно предупреждать потребителей:

  • подсластители (сахарозаменители), в этом случае обязательна надпись «Содержит подсластитель (подсластители). При чрезмерном употреблении может (могут) оказывать слабительное действие»;
  • аспартам и аспартам-ацесульфама соли, хотя они тоже являются подсластителями, но вынесены отдельно, так как абсолютно противопоказаны больным фенилкетонурией. Обязательна надпись «Содержит источник фенилаланина».
  • красители азорубин Е122, желтый хинолиновый Е104, желтый «солнечный закат» FCF Е110, красный очаровательный АС Е129, понсо 4R Е124 и тартразин Е102 должны сопровождаться надписью: «Содержит краситель (красители), который (которые) может (могут) оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».

Производители пищевых продуктов часто помещают, например, на этикетку майонеза фотографию салата, на этикетку кетчупа — фотографию шашлыка, на коробку с макаронами — изображение готового блюда с помидорами и зеленью. Так делать можно, но только при условии, если данный продукт действительно используется при приготовлении этого блюда, и если на этикетке будет надпись «вариант приготовленного блюда» или аналогичными по смыслу словами.

С начала 2018 года специалистами Гродненской областной инспекции Госстандарта проверено на соответствие требованиям ТР ТС 022/2011 243 наименования пищевой продукции, из них 218 наименований реализовывались с нарушениями в маркировке. В отношении были приняты меры в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

С текстом ТР ТС 022/2011 и другими техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского союза можно ознакомиться на сайте Госстандарта http://gosstandart.gov.by.