Информация о результатах государственного метрологического надзора за 2018 год
Согласно внесенным изменениям в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в 2018 году было предусмотрено смещение акцента в деятельности контролирующих органов с проверок на проведение мероприятий профилактического и предупредительного характера, по результатам которых меры ответственности не применяются, если субъект своевременно устранил выявленные при мониторинге нарушения.
Деятельность отдела государственного метрологического надзора Гродненской областной инспекции Госстандарта в 2018 году также осуществлялась в рамках требований данного Указа и ориентировалась на мероприятия предупредительного характера (мониторинги, проведение разъяснительной работы с представителями субъектов хозяйствования и иные профилактические мероприятия). Отделом государственного метрологического надзора в 2018 году проведено более восьмисот таких мероприятий.
Проводилась работа с субъектами хозяйствования по направлению им контрольных списков вопросов (чек-листов) с целью формирования базы предприятий для отбора и внесения их в план выборочных проверок. Так, более семисот субъектов хозяйствования в этом году получили чек-листы, но к сожалению, субъекты хозяйствования не спешат своевременно их заполнить и направить в наш адрес. Зачастую информация в чек-листах представлена неполно и недостоверно, а ведь это один из способов самоконтроля сложившейся на предприятии ситуации по метрологическому обеспечению производства.
Специалисты отдела государственного метрологического надзора участвовали в мероприятиях по обследованию молочных предприятий Гродненской области (в составе межведомственной комиссии), а также в проведении обследований сырьевой базы молокоперерабатывающих предприятий, экспортирующих свою продукцию в Евросоюз и Китайскую Народную Республику, принимали участие в комиссии по расследованиям возврата молочной продукции из Российской Федерации, а также по фактам выявления нарушений требований технического регулирования и ветеринарных требований ЕАЭС в отношении мясной продукции, произведенной на предприятиях Гродненской области.
Гродненской областной инспекцией Госстандарта в течении 2018 года проводились мероприятия, направленные на пресечение и предотвращение нарушений законодательства Республики Беларусь в области обеспечения единства измерений по следующим социально-значимым направлениям: соблюдение требований законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений при:
- осуществлении торговли и расчетов между покупателями и продавцом;
- обеспечении защиты жизни и охраны здоровья человека;
- проведении испытаний (исследований);
- при обеспечении охраны труда;
- техническом обслуживании и техническом осмотре автотранспортных средств.
В ходе проведенных мониторингов в 2018 году установлено, что около 23 % всех применяемых средств измерений признаны непригодными к применению, в том числе по сроку поверки.
Мониторинг состояния средств измерений при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств Гродненской областной инспекцией Госстандарта был проведен у 106-и субъектов хозяйствования, нарушения законодательства об обеспечении единства измерений были выявлены у 89 % субъектов. Основное нарушение – применение средств измерений, не прошедших поверку в установленном порядке (54 % от общего количества применяемых СИ). В их числе: ключи динамометрические, стенды для контроля и регулировки углов установки колес, балансировочные стенды, люфтомеры рулевого управления, манометры, газоанализаторы, дымомеры и иные средства измерений.
Особое внимание в этом году было уделено субъектам хозяйствования, осуществляющим грузовые и пассажирские перевозки. Установлены нарушения у 83 % субъектов хозяйствования, в том числе применение не прошедших поверку в установленном порядке спидометров автомобильных и тахографов которые косвенно обеспечивают безопасность дорожного движения.
Также одним из наиболее важных направлений в сфере законодательной метрологии является обеспечение единства измерений при осуществлении торговли и расчетов между покупателем и продавцом. По этому направлению отделом государственного метрологического надзора был проведен мониторинг более четырехсот субъектов хозяйствования, из которых у 95 % выявлены нарушения законодательства. Установлено, что из обревизованных 1544 ед. средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии, при осуществлении расчетов между покупателем и продавцом более 39 % единиц своевременно не прошли метрологический контроль. Это в первую очередь весоизмерительное оборудование, которое обеспечивает отпуск точного количества товара при реализации его потребителям.
В 2018 году проведен мониторинг соблюдения требований законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений 49 сельскохозяйственных предприятий Гродненской области. Несоответствия были установлены у всех субъектов хозяйствования. Наиболее характерные:
- применение средств измерений, не прошедших поверку в установленном порядке (около 43 %), в том числе на складах ГСМ, в лабораториях МТК и МТФ, а также при эксплуатации транспортных средств с применением неповеренных автомобильных спидометров;
- нарушение требований «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций»: на ТРК не указан порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта, не работал механизм срабатывания установки счетчика разовой дозы на «ноль», не проведена своевременная зачистка и градуировка резервуаров с нефтепродуктами, на резервуарах с нефтепродуктами отсутствовали обозначения фактических значений базовой высоты, наименование и марка хранимого топлива;
- необеспеченность в полном объеме средствами измерений (в том числе для контроля качества молока и нефтепродуктов, а также условий проведения испытаний молока.
Отделом государственного метрологического надзора проведен мониторинг соблюдения требований законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений при диагностике и лечении заболеваний человека, нарушения установлены у 86 % субъектов хозяйствования.
Информация о результатах мониторингов направлена в заинтересованные органы и организации.
По результатам проведенных мониторингов было выдано более семисот рекомендаций об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь в области обеспечения единства измерений.
Несмотря на то, что всем субъектам хозяйствования, у которых были
выявлены нарушения законодательства Республики Беларусь в области обеспечения
единства измерений, была предоставлена возможность устранить эти нарушения,
среди них нашлись и те, которые не посчитали необходимым исполнить свои
обязательства перед законом. К таким субъектам хозяйствования, которые решили
не устранять выявленные в ходе мониторинга несоответствия, отделом
государственного метрологического надзора были применены меры административной ответственности.
Всего в 2018 году составлено 46 протоколов об административном правонарушении по ч.2 ст.
23.13 КоАП Республики Беларусь за применение неповеренных средств измерений и 22
протокола по ст. 23.16 КоАП Республики Беларусь за непредставление информации
по контрольным спискам вопросов
(чек-листам).
Согласно внесенным изменениям в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в 2018 году было предусмотрено смещение акцента в деятельности контролирующих органов с проверок на проведение мероприятий профилактического и предупредительного характера, по результатам которых меры ответственности не применяются, если субъект своевременно устранил выявленные при мониторинге нарушения.
Деятельность отдела государственного метрологического надзора Гродненской областной инспекции Госстандарта в 2018 году также осуществлялась в рамках требований данного Указа и ориентировалась на мероприятия предупредительного характера (мониторинги, проведение разъяснительной работы с представителями субъектов хозяйствования и иные профилактические мероприятия). Отделом государственного метрологического надзора в 2018 году проведено более восьмисот таких мероприятий.
Проводилась работа с субъектами хозяйствования по направлению им контрольных списков вопросов (чек-листов) с целью формирования базы предприятий для отбора и внесения их в план выборочных проверок. Так, более семисот субъектов хозяйствования в этом году получили чек-листы, но к сожалению, субъекты хозяйствования не спешат своевременно их заполнить и направить в наш адрес. Зачастую информация в чек-листах представлена неполно и недостоверно, а ведь это один из способов самоконтроля сложившейся на предприятии ситуации по метрологическому обеспечению производства.
Специалисты отдела государственного метрологического надзора участвовали в мероприятиях по обследованию молочных предприятий Гродненской области (в составе межведомственной комиссии), а также в проведении обследований сырьевой базы молокоперерабатывающих предприятий, экспортирующих свою продукцию в Евросоюз и Китайскую Народную Республику, принимали участие в комиссии по расследованиям возврата молочной продукции из Российской Федерации, а также по фактам выявления нарушений требований технического регулирования и ветеринарных требований ЕАЭС в отношении мясной продукции, произведенной на предприятиях Гродненской области.
Гродненской областной инспекцией Госстандарта в течении 2018 года проводились мероприятия, направленные на пресечение и предотвращение нарушений законодательства Республики Беларусь в области обеспечения единства измерений по следующим социально-значимым направлениям: соблюдение требований законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений при:
- осуществлении торговли и расчетов между покупателями и продавцом;
- обеспечении защиты жизни и охраны здоровья человека;
- проведении испытаний (исследований);
- при обеспечении охраны труда;
- техническом обслуживании и техническом осмотре автотранспортных средств.
В ходе проведенных мониторингов в 2018 году установлено, что около 23 % всех применяемых средств измерений признаны непригодными к применению, в том числе по сроку поверки.
Мониторинг состояния средств измерений при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств Гродненской областной инспекцией Госстандарта был проведен у 106-и субъектов хозяйствования, нарушения законодательства об обеспечении единства измерений были выявлены у 89 % субъектов. Основное нарушение – применение средств измерений, не прошедших поверку в установленном порядке (54 % от общего количества применяемых СИ). В их числе: ключи динамометрические, стенды для контроля и регулировки углов установки колес, балансировочные стенды, люфтомеры рулевого управления, манометры, газоанализаторы, дымомеры и иные средства измерений.
Особое внимание в этом году было уделено субъектам хозяйствования, осуществляющим грузовые и пассажирские перевозки. Установлены нарушения у 83 % субъектов хозяйствования, в том числе применение не прошедших поверку в установленном порядке спидометров автомобильных и тахографов которые косвенно обеспечивают безопасность дорожного движения.
Также одним из наиболее важных направлений в сфере законодательной метрологии является обеспечение единства измерений при осуществлении торговли и расчетов между покупателем и продавцом. По этому направлению отделом государственного метрологического надзора был проведен мониторинг более четырехсот субъектов хозяйствования, из которых у 95 % выявлены нарушения законодательства. Установлено, что из обревизованных 1544 ед. средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии, при осуществлении расчетов между покупателем и продавцом более 39 % единиц своевременно не прошли метрологический контроль. Это в первую очередь весоизмерительное оборудование, которое обеспечивает отпуск точного количества товара при реализации его потребителям.
В 2018 году проведен мониторинг соблюдения требований законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений 49 сельскохозяйственных предприятий Гродненской области. Несоответствия были установлены у всех субъектов хозяйствования. Наиболее характерные:
- применение средств измерений, не прошедших поверку в установленном порядке (около 43 %), в том числе на складах ГСМ, в лабораториях МТК и МТФ, а также при эксплуатации транспортных средств с применением неповеренных автомобильных спидометров;
- нарушение требований «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций»: на ТРК не указан порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта, не работал механизм срабатывания установки счетчика разовой дозы на «ноль», не проведена своевременная зачистка и градуировка резервуаров с нефтепродуктами, на резервуарах с нефтепродуктами отсутствовали обозначения фактических значений базовой высоты, наименование и марка хранимого топлива;
- необеспеченность в полном объеме средствами измерений (в том числе для контроля качества молока и нефтепродуктов, а также условий проведения испытаний молока.
Отделом государственного метрологического надзора проведен мониторинг соблюдения требований законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений при диагностике и лечении заболеваний человека, нарушения установлены у 86 % субъектов хозяйствования.
Информация о результатах мониторингов направлена в заинтересованные органы и организации.
По результатам проведенных мониторингов было выдано более семисот рекомендаций об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь в области обеспечения единства измерений.
Несмотря на то, что всем субъектам хозяйствования, у которых были
выявлены нарушения законодательства Республики Беларусь в области обеспечения
единства измерений, была предоставлена возможность устранить эти нарушения,
среди них нашлись и те, которые не посчитали необходимым исполнить свои
обязательства перед законом. К таким субъектам хозяйствования, которые решили
не устранять выявленные в ходе мониторинга несоответствия, отделом
государственного метрологического надзора были применены меры административной ответственности.
Всего в 2018 году составлено 46 протоколов об административном правонарушении по ч.2 ст.
23.13 КоАП Республики Беларусь за применение неповеренных средств измерений и 22
протокола по ст. 23.16 КоАП Республики Беларусь за непредставление информации
по контрольным спискам вопросов
(чек-листам).