13-09-2018

Автор: | 14.09.2018

О чем не расскажут этикетки кондитерских изделий…?

Отдел кондитерских изделий в магазине, павильоны, реализующие сладости на рынке — любимое место многих покупателей. Мы заходим туда в поисках чего-нибудь вкусненького, чтобы порадовать себя или побаловать ребенка, сладкие подарки являются одной из неотъемлемых частей детских праздников.

Покупая в магазинах любимые продукты, мы привыкли доверять производителю, и редко кто детально изучает информацию, нанесенную мелким шрифтом на обратной стороне упаковки.

Требования к маркировке упакованной пищевой продукции, в том числе кондитерских изделий, изложены в техническом регламенте Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Кондитерские изделия относятся к той категорий продуктов, этикетки и маркировку которых нужно изучать особенно внимательно. Иначе вы рискуете разочароваться в своей покупке, а то и подвергнуть опасности свое здоровье и здоровье своих близких.

Состав многих знакомых нам конфет за последние годы значительно изменился. Чтобы снизить их себестоимость, кондитерские фабрики умело используют достижения пищевой химии и все чаще применяют пищевые добавки с индексом «Е», компоненты, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний, запрещенные пищевые красители.

Прочитать состав большинства конфет до покупки практически невозможно. Чаще всего они продаются на развес, а на упаковке одной отдельно взятой конфеты действительно недостаточно места, чтобы разместить обязательную информацию — о составе продукта, дате изготовления и сроке годности, сведения о пищевой ценности и другую информацию в соответствии с требованиями технического регламента. Иногда часть информации можно найти на самом краю обертки, но чтобы ее прочитать, нужно развернуть конфету или попросить продавца показать маркировочный ярлык, наклеенный на транспортную упаковку. Это относится практически ко всем конфетам, продающимся на развес. На обертке конфеты вообще нет информации о продукте, за исключением торговой марки и вкуса, и формально нарушением такая маркировка не является. Предполагается, что продавец взвесит этот товар и наклеит на пакет маркировочный ярлык со всеми данными. Остается надеяться на то, что в текст этого ярлыка магазин полностью перенесет все необходимые данные с транспортной упаковки.

Зачастую важная для потребителей информация о составе продукта скрывается в складках упаковки из фольги, и прочитать ее можно, только расправив фольгу, как, например, в случае леденцовой карамели на палочке. И снова возникает вопрос: «Не разворачивать же конфету в магазине и, по сути, портить продукт?».

Немногие знают, что в составе сладостей, которые мы покупаем детям, могут быть запрещенные красители. Употребление продукции, в составе которой есть такие красители, как азорубин (Е122), желтый хинолиновый (Е104), желтый «солнечный закат» FCF (Е110), красный очаровательный AC (Е129), понсо 4R (Е124) и тартразин (Е102), может привести к повышению гипперактивности и снижению концентрации внимания у детей. Именно поэтому в техническом регламенте Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» есть требование, по которому производители обязаны наносить на этикетку предупреждающую надпись о данных красителях: «содержит краситель (красители), которые могут оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».

Следует также отметить, что многие производители используют различные уловки, чтобы выдать свою продукцию за детскую. Однако, не смотря на наличие детских рисунков, изображения детей на упаковке, зачастую данные продукты содержат консерванты (сорбиновую и бензойную кислоты и их соли), которые не допускается использовать в питании детей. На этикетках специализированной продукции для детского питания обязательно есть соответствующая надпись — «продукт для детского питания» — так как требования к данной категории продуктов гораздо выше.

При проведении надзорных мероприятий Гродненской областной инспекцией Госстандарта нарушения требований, предъявляемых к маркировке пищевых продуктов, являются наиболее часто выявляемыми. Это и продукция без маркировки, нечитаемая информация о дате изготовления или сроке годности, отсутствие маркировки на русском языке для импортной продукции и многое другое.

Каждый из нас в случае возникновения неясностей по маркировке имеет право обратиться к работникам торговли, которые обязаны дать разъяснения по всем вышеперечисленным пунктам.

Не оставляйте без внимания информацию на маркировке пищевой продукции, берегите себя и своих близких!

 

Романчук Елена Анатольевна – главный государственный инспектор отдела государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов Гродненской областной инспекции Госстандарта.