Второй четверг ноября на протяжении уже более 30 лет проходит как Всемирный день качества.
Мировая общественность отмечает этот праздник в знак признания ключевой роли качества в обеспечении устойчивого развития государств и удовлетворения запросов граждан, а также демонстрации преимуществ следования качеству во всех сферах нашей жизни за счет применения современных стандартов и технологий менеджмента.
В 2022 году Всемирный день качества отмечается 10 ноября.
Традиционно к этому празднику в странах мира проводятся мероприятия различного формата: конференции, семинары, дискуссионные площадки, деловые встречи, дни и недели качества.
Беларусь, с момента своего самостоятельного развития определившая качество одним из важнейших приоритетов государственной экономической политики, является активным участником этой общемировой кампании.
Ключевым событием в нашей стране станет проведение Госстандартом и БелГИСС конференции «Качество – 2022», которая состоится 8 – 9 ноября 2022 года.
Участие в ней примут более 100 специалистов, занятых в сфере обеспечения качества в различных отраслях экономики, а также курирующих эти вопросы в республиканских органах госуправления.
К обсуждению заявлен широкий спектр актуальных тем. Так, будут обсуждены вопросы выполнения программы «Качество 2021 – 2025» в части развития национальной инфраструктуры качества и в отраслях. Отдельное внимание планируется уделить качеству в рамках интеграционных образований – ЕАЭС и СНГ.
Практическую ориентированность конференции придаст обмен опытом внедрения современных техник качества и эффективного менеджмента, который представят специалисты предприятий машиностроения, химической, пищевой промышленности, образования, транспорта. Тенденция рынка сегодня такова, что успешно могут развиваться только те предприятия, которые используют эти методы и инструменты, повышая эффективность управленческих решений и уровень подготовки своего персонала.
В формате такого многостороннего разговора будут определены актуальные вопросы обеспечения качества продукции для выполнения задач по освоению новой продукции, прежде всего импортозамещающей, диверсификации экспортных рынков, повышению компетенций персонала, а также предложены пути их решения.
Следует особо отметить, что в Беларуси традиции качества имеют фундаментальную основу и государственную поддержку. Качество в нашей стране рассматривается в контексте успеха и благополучия не только конкретной организации, но и экономики в целом.
Направления этой работы обозначены в принятой на уровне Правительства программе «Качество 2021 – 2025», нацеленной на преобразование отечественного производства в конкурентоспособный комплекс, оперативно и гибко реагирующий на внешнюю конъюнктуру и потребности внутреннего рынка.
В реализации мероприятий программы участвуют Госстандарт, министерства промышленности, строительства и архитектуры, образования, связи и информатизации, сельского хозяйства и продовольствия, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты, концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белнефтехим», а также Национальная академия наук Беларуси.
Программа охватывает развитие как национальной инфраструктуры качества, повышение компетентности в области качества и эффективного менеджмента, мотивацию и пропаганду идей качества и делового совершенства, так и программы повышения качества в отраслях с установлением целевых индикаторов и показателей качества выпускаемой продукции. Как показывают итоги 2021 г., запланированные мероприятия и показатели выполняются.
Сегодня существенно усложнились условия для выпуска и реализации отечественной продукции. Предприятия в оперативном порядке выстраивают новые логистические цепочки, находят альтернативных поставщиков сырья и комплектующих, определяют и налаживают импортозамещающие производства.
С учетом этого Госстандартом утверждены дополнения в принятую в 2019 году Стратегию развития стандартизации Республики Беларусь до 2030 года.
В число новых приоритетов развития стандартизации как важнейшего элемента национальной инфраструктуры качества вошли следующие направления.
Принцип опережающей стандартизации для импортозамещения: новая продукция должна выпускаться по новым стандартам, что будет создавать дополнительные условия для технологического рывка в той или иной отрасли.
Для поддержания действующих производств будет усилено внимание своевременной проверке научно-технического уровня действующих стандартов.
В поддержку переориентации экспортных рынков предлагается разрабатывать стандарты, которые будут устанавливать требования к продукции для экспорта в разные регионы.
Продолжится работа по совершенствованию механизма финансирования разработки стандартов как на евразийской площадке с возможностью использования средств бюджета ЕАЭС, так и внутри страны путем возмещения части понесенных организацией затрат на разработку стандартов.
Ключевое внимание также уделяется процессам цифровизации как основному фактору для сокращения сроков разработки стандартов.
Фонд действующих в Республике Беларусь государственных стандартов сегодня насчитывает порядка 31 000 документов.
В 2022 году утверждено около 500 государственных стандартов (СТБ и ГОСТ) и изменений в действующие стандарты. Свыше 70 % из них гармонизированы с международными требованиями, что способствует применению признанных в мире технических решений, устранению технических барьеров, росту экспортных возможностей.
Сейчас приоритет отдается таким направлениям, как электротранспорт, смарт-индустрия, энергоэффективные технологии. В этом году начата разработка пяти из двух десятков стандартов в области инновационного менеджмента и цифровой экономики.
В рамках евразийского интеграционного пространства принято 52 единых технических регламента ЕАЭС, 45 из которых вступили в силу. Они регулируют 85 % обращаемой на рынке государств – членов продукции.
Ведется разработка еще 10 технических регламентов и 37 изменений к ним. Республика Беларусь разрабатывает 8 изменений в 7 технических регламентов.
Проекты находятся на различных стадиях разработки.
На стадии внутригосударственного согласования – проекты изменений в технические регламенты на упаковку, парфюмерно-косметическую продукцию и маркировку пищевой продукции.
Прошли публичное обсуждение проекты изменений в технические регламенты на смазочные масла, игрушки и об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники.
Ключевую роль в развитии инфраструктуры качества, освоении новых конкурентных рынков, защите окружающей среды и других сферах играют измерения.
Технической основой обеспечения единства измерений являются национальные эталоны единиц величин.
В настоящее время реализуется подпрограмма «Эталоны Беларуси» Государственной научно-технической программы «Национальные эталоны и высокотехнологичное исследовательское оборудование» на 2021–2025 годы. Она направлена на создание условий устойчивого развития сегмента национальной инфраструктуры качества по точности выполняемых измерений в различных областях экономики, развитие измерений для нужд атомной энергетики и связанных с ней отраслей, микро- и наноэлектроники, аэрокосмогеодезии, фармацевтики, приборостроения, информационных технологий и др.
В рамках ее выполнения до 2025 года предусмотрена разработка 11 новых национальных эталонов. Таким образом, общее количество национальных эталонов достигнет 74 единиц.
Соответствие товаров требованиям технических регламентов и стандартов подтверждают лаборатории и органы по сертификации, а их компетентность, беспристрастность и надежность – аккредитация.
Национальная система аккредитации Беларуси является одной из самых разветвленных среди стран постсоветского пространства. В ней насчитывается почти 2,5 тысячи аккредитованных органов по оценке соответствия. Имеются испытательные возможности для реализации большинства принятых технических регламентов ЕАЭС, выполнение которых обязательно при обращении продукции на рынках государств – членов.
Аккредитованные лаборатории на постоянной основе актуализируют и расширяют свои области, осваивая новые виды деятельности, методы или объекты испытаний. Такое их развитие оказалось востребованным сегодня, когда в силу внешних вызовов отечественные изготовители переориентируют товарные потоки на новые рынки, заняты оперативной разработкой импортозамещающей продукции.
Актуальным направлением является развитие института аккредитованных провайдеров в Республике Беларусь. Увеличение их количества положительно скажется на уровне компетентности аккредитованных лабораторий, т.к. провайдеры способствуют выполнению задач по комплексной оценке и поддержанию компетентности лабораторий, обеспечивая дополнительную защиту рынка от некомпетентных услуг по испытаниям.
Органы по сертификации сегодня представлены в самых разных направлениях: продукция, услуги, персонал, системы менеджмента. Это в том числе позволяет использовать сертификацию как инструмент оценки третьей, независимой от производителя и потребителя, стороной и в добровольном порядке. Компании, нацеленные на долгосрочный успех, могут применять эту процедуру как стимул для собственного развития и получения конкурентных преимуществ на рынке.
Для стимулирования деятельности организаций по повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, внедрению современных методов управления качеством развивается республиканское конкурсное движение в области качества и делового совершенства.
Экспертные комиссии уже проводят оценку деятельности 25 организаций-претендентов на звание лауреата конкурса на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества-2022. Оценка проводится по обновленной модели, являющейся сейчас наиболее продвинутой и инновационной среди стран СНГ.
В рамках конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» проведены заседания областных конкурсных комиссий и определены товары-финалисты, которые смогут участвовать во втором – республиканском – этапе конкурса и претендовать на звание его лауреатов.
Осуществляется экспертная оценка материалов конкурсов «Лучший менеджер по качеству» и «Лучшая дипломная и научно-исследовательская работа в области менеджмента и контроля качества».
Проводимые в республике работы обеспечивают условия для высокого качества марки «Сделано в Беларуси», доверия и признания отечественных товаров и услуг на внутреннем и экспортных рынках.