Технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза введены уже давно, и прочно вошли в нашу жизнь. Казалось бы, не должно возникать вопросов при подтверждении соответствия продукции и оборудования их требованиям. Однако, как показывает практика, вопросы есть.
Зачастую субъекты хозяйствования нашей страны осуществляют процедуру подтверждения соответствия пользуясь услугами сторонних организаций-посредников, которые за невысокую плату быстро все делают. Находятся такие организации — посредники как в Республике Беларусь, так и за ее пределами, которые не являются органами по сертификации и не имеют собственных лабораторий. Данные организации предоставляют услуги по сопровождению процедуры декларирования. При этом испытания осуществляются за пределами Республики, и не всегда это происходит в рамках законодательства.
На деле все выглядит идеально, субъект хозяйствования быстро и дешево получает комплект документов, включающий как декларацию, так и протоколы испытаний. Не удостоверившись в подлинности полученных документов, субъект хозяйствования производит и (или) реализует продукцию, не подозревая, что допустил неправомерное декларирование соответствия, за которое предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.24.7 КоАП Республики Беларусь с достаточно суровой штрафной санкцией — до 100 % от стоимости выпущенной в обращение продукции.
В ходе контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых Инспекцией у субъектов хозяйствования, устанавливаются многочисленные нарушения в полученных таким образом декларациях. Нарушения эти связанны с тем, что испытания проводятся не по всем регламентированным показателям, не проводятся вовсе или проводятся в «фантомных» лабораториях, т.е. в лабораториях которые фактически отсутствуют по заявленному месту осуществления деятельности и никогда там не находились, что равносильно не проведению испытаний. Часто адреса нахождения таких лабораторий – это жилой сектор.
Гродненская областная инспекция Госстандарта напоминает, что ответственность за принятые декларации о соответствии несет сам заявитель, а не лица, к помощи которых он прибегнул. Согласно требованиям законодательства Евразийского экономического союза, Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», заявитель формирует доказательную базу к декларации.
За истекший период 2022 установлено неправомерное принятие более чем 30 деклараций о соответствии у 7 субъектов хозяйствования.
В связи с вышеуказанным Гродненская областная инспекция Госстандарта рекомендует, при подтверждении соответствия, обращаться напрямую в лабораторию и (или) орган по сертификации, либо запрашивать у организации-посредника дополнительные документы, которые позволили бы убедится в том, что испытательная лаборатория, проводившая испытания действительно существует, а также в том, что образцы продукции действительно были доставлены к месту проведения испытаний.